
Толчок к сооружению Тихвинской водной системы дала сильная засуха в северо-западных районах страны в 1797 году, которая привела к остановке судоходства на Вышневолоцкой системе. Император Павел I повелел завершить исследования водных путей на месте будущих Тихвинской и Мариинской систем, начатые ещё при Петре I, и закончить строительство Сясьского канала, что было сделано к 1 июля 1802 года.
Исследование тихвинско-мологского направления водного пути было поручено III инспекции Департамента водяных коммуникаций, которой руководил инженер-генерал-лейтенант Франц Павлович Деволант (Франц де Воллан) – голландский выходец на русской службе. За основу водного пути он принял проект середины XVIII века генерала-поручика Г. Рязанова.
В дополненный проект Ф.П. Деволант заложил прокопку соединительного канала между рекой Валчиною и озером Крупино, и далее до озера Лебедино, а также сооружение 17 шлюзов и 10 полушлюзов на реках на всём протяжении от Соминской пристани до города Тихвина. Запасными питательными водными резервуарами должны были стать озёра Пятино и Долгомошье. 1 января 1802 года проект Ф.П. Деволанта был утверждён императором Александром I, и на его осуществление было выделено 433 709 руб. Непосредственное проведение работ по строительству Тихвинской водной системы также было возложено на инженер-генерал-лейтенанта Франца Павловича Деволанта.
Общее руководство и контроль за строительством Тихвинской водной системы осуществлялось главными директорами водяных коммуникаций, которым был подчинён Ф.П. Деволант. В 1801-1809 гг. главным директором водяных коммуникаций был граф Н.П. Румянцов. Затем его сменил принц Ольденбургский, остававшийся на данном посту до 1812 года.
Начатые в 1802 году земельные работы шли достаточно быстро. При прокопке канала строители обнаружили «некоторые строения со времени Петра Великого». Ф.П. Деволант приказал руководителю работ статскому советнику Петру Федоровичу Вындомскому «вести копку канала несколько вправо от Дворца Петра Великого». Известно, что обветшавшие остатки «дворца» Петра I сгорели по одним данным в 1802 году, а по данным тихвинского писателя-краеведа Л.И. Григорьева в 1803 году.
С открытием финансирования из казны недостатка в рабочей силе у руководителей строительства не было. Разного рода люди, а главным образом крепостные крестьяне из ближних и дальних мест, получив разрешение от помещика и паспорт от местных властей, шли на сооружение канала в надежде на хорошие заработки. Трудовое мужское население в те времена было очень мобильно, а деньги дороги, и в поисках заработка крестьяне-отходники были готовы прошагать за сезон не одну сотню вёрст.
В 1805 г. земляные работы были завершены, и строители приступили к возведению гидротехнических сооружений. В дальнейшем выяснилось, что вследствие порожистости и каменистости в отдельных мелководных местах Тихвинки, Соминки и Горюна проводка судов будет невозможна без дополнительного шлюзования данных рек. В отступление от проекта Ф.П. Деволант признал необходимым построить ещё 7 шлюзов и 51 полушлюз, на что испросил высочайшего разрешения, которое было получено 20 ноября 1809 года.
Особое внимание было уделено шлюзованию верховьев реки Тихвинки. Здесь была построена «шлюзовая лестница» из близко расположенных друг к другу шлюзов. От Озерского (Окуловского) озера суда поднимались вверх по течению Тихвинки в шлюзовых камерах Рязанского, Витебского, Могилевского, Полоцкого, Рижского, Ревельского, Митавского, Виленского, Гродненского, Минского, Черниговского шлюзов до Киевского шлюза, который своей плотиной подпирал воды, расположенные на водоразделе. На Волжской ветви системы в 1808-1809 гг. были возведены Нижегородский, Ярославский и Костромской шлюзы.
На Ладожской ветви водной системы Ф.П. Деволант приказал соорудить несколько десятков полушлюзов, чередуя их однокамерными шлюзами. Вниз по течению Тихвинки от Озерского озера были построены Онежский, Нарвский, Архангельский, Олонецкий шлюзы. Далее по течению Тихвинки от села Званы в 1809-1810 гг. были сооружены два Санкт-Петербургских и недалеко от них Калужский, Московский и Псковский шлюзы. Около Тихвина в 1809 году строители возвели Тверской и в 1810 году Новгородский шлюзы. Тихвинский шлюз, расположенный у Тихвинского Богородицкого монастыря, был построен в 1811 году и на протяжении пятнадцати лет являлся начальным шлюзом системы при следовании судов со стороны Ладоги на Волгу.
Непосредственным производителем строительства Тихвинской водной системы в 1802-1809 гг. был статский советник Петр Федорович Вындомский, которому помогал надворный советник Алексей Михайлович Муравьев. Последнего в 1804 году сменил инженер-подполковник Семен Прокофьевич Мамонтов. В 1810 году директором производителем работ на Тихвинском канале был назначен подполковник Иван Дмитриевич Попов. На данном этапе инженерную службу представляли инженер 1-го класса капитан Федор Максимович Чурин, инженеры 2-го класса – капитаны Проскуряков и Аксенов, инженеры 3-го класса – поручики Емельянцев, Гайтанников и Борман-1-й.
Потребность в действующей двухсторонней Тихвинской водной системе была велика, и, несмотря на то что не все работы по сооружению системы, предусмотренные дополнениями к проекту, были закончены, судоходство здесь было открыто в 1811 г.
В корреспонденции из Тихвина от 6 октября 1811 года, опубликованной в №81 газеты «Северная пчела», сообщалось о проходе грузов по новой водной системе: «В течение минувшего сентября Тихвинским каналом от реки Сомины к здешней пристани и от оной отправилось 54 лодки с разным грузом … Сверх того пришло на завод купца Голованова, на реке Тихвинке состоящий, 20 лодок … да с Соминской пристани вошло в канал до 100 судов».
Таким образом, в преддверии Отечественной войны 1812 года, начала действовать Тихвинская водная система. Несколько ранее, 21 июля 1810 года было открыто судоходство по Мариинской водной системе, проложенной по пути нынешнего Волго-Балта. Система была названа в честь императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I, матери императора Александра I, выделившей на строительство водного пути значительные средства. Шлюзы на данной системе носили имена представителей императорского дома и православных святых. Шлюзы Тихвинской водной системы носили названия городов Российской империи, главным образом губернских. Их названия закреплялись за шлюзами по мере их сооружения, вплоть до 50-х гг. XIX века.
Для контроля прохождения судов по водной системе и состояния гидротехнических сооружений были определены специальные работники во главе со смотрителями дистанций. Штаты работников, обслуживающих Тихвинскую водную систему, были установлены главным директором водяных коммуникаций принцем Ольденбургским.
В 1811 году смотрителем Тихвинской пристани был надворный советник Егор Васильевич Либгарт, Соминской пристани – надворный советник Степан Семенович Якимов, в селе Званы (Великий Двор) – Федор Степанович Климов, при Кулевских порогах – губернский регистратор (чиновник 13 класса) – Дмитрий Кондратьевич Пронин.
Для контроля за прохождением судов и разбирательством взаимоотношений между владельцами судов, следующих по системе, была учреждена специальная выездная полицейская бригада. В 1816 году во главе её находился полицмейстер надворный советник Петр Егорович Егоров. Его помощниками были чиновник 12 класса Иван Иванович Рингер и коллежский секретарь Петр Михеевич Лицын.
Интересно, что в 1825-1828 гг. должность полицмейстера судоходства по Тихвинской водной системе исполнял подполковник Михаил Петрович Римский-Корсаков, дядя великого русского композитора. Годы жизни дяди и племянника были разделены по времени, и им не удалось встретиться друг с другом.
С пуском Тихвинской водной системы Ярославский сухопутный тракт по-прежнему использовался для транспортировки грузов, особенно зимой. Он поддерживался в хорошем состоянии. Смотрителем дороги на участке от Тихвина до Лученской Горки (Пикалёво) в 1822 году был губернский секретарь Владимир Васильевич Васильев, на участке от Лученской Горки до Сомино смотрительскую должность занимал коллежский секретарь Егор Петрович Ишотин.
Через несколько лет после открытия Тихвинской водной системы на средства Департамента водяных коммуникаций было открыто первое в нашем крае медицинское учреждение. При больнице Тихвинского канала на вакансии доктора в 1818 году находился штатный лекарь коллежский асессор Яков Павлович Малиновский. Должность подлекаря в данный период занимал Иван Данилов.
Леонид СТАРОВОЙТОВ,
краевед.
Оставить сообщение: