
Развитие коммуникативных навыков, в том числе навыков использования сети Интернет, у современных детей происходит всё более интенсивно с каждым годом. Они быстрее и легче осваивают основы работы с новыми техническими средствами (гаджетами) и сервисами, зачастую не понимая свойственных для интернет-среды опасностей и угроз. Во всемирной сети существуют следующие виды опасности для несовершеннолетних пользователей.
Социальные сети, сайты знакомств
Виртуальное общение деформирует коммуникативные способности и навыки ребёнка, усложняя процесс реального общения. Практика показывает, что в онлайн-переписке несовершеннолетний позволяет себе более конфликтные высказывания, использование нецензурной брани и т.д., даже если в реальной жизни подобной риторики он себе не позволял. Вседозволенность и псевдоанонимность сети порождает заблуждение, что в кругу сверстников можно вести себя так же, что в свою очередь ведёт к социальной изоляции ребёнка. Последняя же провоцирует проведение всё больше времени в сети Интернет. Круг замкнулся. Кроме того, существуют прямая угроза жизни и здоровью несовершеннолетних от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различных видов мошенничества.
Вывод: родителям и законным представителям следует интересоваться кругом общения ребёнка в сети, мягко контролируя коммуникацию со сверстниками, уделив особое внимание фактам общения со взрослыми и со сверстниками, с которыми ребёнок в реальной жизни не знаком.
Суицид-сайты
Сайты-форумы потенциальных самоубийц, интернет-площадки, распространяющие различные молодёжные субкультуры, пропагандирующие самодеструктивное поведение, риск самоубийства. Обычно помимо непосредственного общения на подобных курсах предлагается к прочтению особого рода литература, ознакомление с которой порой приводит к самоубийству или причинению себе телесных повреждений. Таковыми, например, являются издания: Джейн Эшер «13 причин почему», С. Крамер «50 дней до моего самоубийства», Э.Я. Володарского «Дневник самоубийцы» и др. Далеко не все из этих книг писались для целенаправленного деструктивного воздействия на несовершеннолетнего читателя, а некоторые даже считаются классикой психологического романа, однако рассчитаны на читателя, имеющего определённый жизненный опыт. Вывод: следует обращать особое внимание на контент, с которым знакомится ваш ребёнок.
Интернет-сайты, веб-сайты порнографической направленности
Крайне часто встречаются на просторах всемирной сети. По данным различных исследователей, доля порнографических материалов от общего объёма циркулирующей информации составляет от 4% до 37% .Следует помнить, что оборот порнографии – это бизнес. Заинтересованные в распространении подобной информации лица проводят активную и агрессивную политику по вовлечению в просмотр этого контента максимального числа людей независимо от пола и возраста, в том числе с использованием вредоносного программного обеспечения.
Наркосайты
В сети Интернет распространены рецепты и советы изготовления наркотических средств, психотропных веществ, информация о пользе либо безопасности употребления таковых, завуалированные предложения и места приобретения таких средств и веществ.
Сайты, разжигающие расовую, национальную, религиозную рознь и вражду, а также иные формы экстремизма
Данный вид контента хотя и является объектом пристального внимания со стороны правоохранителей, его оборот пресекается в достаточно короткие сроки, однако сама по себе идеология экстремизма характерна для молодых людей в силу малого жизненного опыта, идеальности и максимализма во взглядах. Порой достаточно одного факта несправедливого обращения или оскорбления, и ребёнок становится сторонником дискриминации какой-либо социальной группы. Молодёжный экстремизм нередко представляет собой лишь протест и браваду, обусловленные психологическим стремлением обозначить свой статус в социуме посредством дискриминации «чужой» группы людей. Такой группой могут быть как учащиеся соседней школы или болельщики спортивной команды-противника, так и иностранцы, так и иноверцы.
Вывод: следует следить за высказываниями ребёнка, осуждающими или превозносящими одну социальную группу над другой, своевременно проводя профилактико-корректирующие беседы о равенстве всех людей в правах и исторических последствиях неравенства идей нацизма и фашизма.
Интернет-порталы, пропагандирующие насилие и девиантные формы поведения
Встречаются несколько реже, так как с самой криминальной идеологией ребёнок зачастую знакомится «на улице». Вместе с тем, заинтересовавшись, он может свободно найти в интернете интересующую его информацию и даже смоделировать преступное поведение с использованием игр типа «Тюряга», «Мафия», «GTA» и др. Некоторые из таких игр свободно доступны в качестве приложений в социальных сетях.
Вывод: обращайте внимание на видеоконтент, игры и приложения в социальных сетях, которыми заинтересован ваш ребёнок. Помните, что запрет на просмотр или игру не является однозначным способом профилактики девиантного поведения ребёнка. Целесообразно предпринять попытку заместить интерес к преступной идеологии другой информацией или занятием. Должный уровень защиты ребёнка от вредоносной информации в сети Интернет может быть обеспечен, если сам родитель является уверенным пользователем современных информационно-коммуникационных систем и технологий.
Майор полиции Е.А. Попова,
врио начальника ОДН ОУУП и ПДН.
Оставить сообщение: