
Вспоминая свою жизнь, не могу обойти годы, проведённые в комсомоле. Комсомол был помощником партии в воспитании молодого поколения, включая его в активную жизнь.
Могу сразу отметить, что в моей жизни роль комсомола была очень велика, многие свои человеческие качества я приобрела, находясь в его рядах в течение 14 лет (с 14 до 28 лет).
Для моего поколения пребывание в рядах ВЛКСМ было естественным и ожидаемым. Мы переходили из одной ступени общественной жизни на другую: 1-2 классы – октябрята, 3-7 классы – пионеры, с 7-8 класса вступали в комсомол. И если в октябрята и пионеры нас принимали почти всем классом, при этом заявлений о приёме никто не подавал, то в комсомол отбор был индивидуальным, принимали не всех и не скопом, а по достижению 14-летнего возраста и с учётом успеваемости, активной жизненной позиции и примерного поведения.
Как и большинство советских школьников, я с 1-го класса была нацелена на то, что стану пионером. И в 3-м классе 22 апреля во Дворце культуры г. Пикалёво состоялся торжественный приём. Четыре года под руководством старшей пионервожатой Пикалёвской восьмилетней школы №3 работала в Совете октябрятских вожатых, а затем в Совете дружины. В восьмом классе была избрана председателем Совета дружины. В этом же классе вступила в ряды ВЛКСМ. Год очень бурной, интересной и очень ответственной работы лёг на плечи Совета дружины. Подготовка и проведение октябрятских и пионерских советов, сборов, праздников, конкурсов, «Зарницы», трудовых, физкультурно-спортивных мероприятий… Всего даже не перечислить, насколько активно все участвовали в запланированных мероприятиях. По окончании восьмилетней школы твёрдо решила выучиться и работать старшей пионервожатой.
Четыре года учёбы в Белозерском педагогическом училище стали надёжной базой в дальнейшей интереснейшей, незабываемой работе с пионерами, которой я посвятила 10 комсомольских лет.
Назвать лёгкой работу старшей пионервожатой нельзя. Это был ежедневный, кропотливый, творческий труд. На вожатом лежала огромная ответственность за воспитание подрастающего поколения. Быть вожатым – это значило быть другом, наставником, добрым советчиком, обеспечивающим помощь школьникам в их общественной жизни. Необходимо было уметь вовлекать ребят в разнообразную деятельность, организовывать детскую жизнь, развивать у них инициативу, постоянно стремиться внести в их работу яркие идеи и замыслы. Вожатый должен быть спортсменом и артистом, историком и литератором, психологом и немного ребёнком, фантазёром и волшебником. У него «внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». Ему мир не кажется скучным, серым, он умеет и смеет мечтать, он помнит, каким сам был в детстве, он тот взрослый, который сумел совершить невозможное для многих – не расстаться с детством во взрослой жизни. Да при этом ещё заглянувший в будущее, в то будущее, в котором его питомцы будут жить, как в своём настоящем, а потому и знающий не только, как вести за собой, но и куда вести. Вожатый – это человек, который всегда рядом с детьми, и в то же время чуть впереди. Эта профессия, как никакая, окружена любовью. Я любила всех своих воспитанников и с большим пониманием относилась к словам и поступкам каждого ребёнка. Мы настолько срослись с активистами, что понимали друг друга с полуслова. С годами видно было, что в работе члены лидерской команды всё делали сами, причём очень быстро и хорошо: сами проявляли инициативу и подавали идеи, сами организовывали, сами проводили, сами обсуждали, оценивали, планировали. Только имея надёжных, инициативных и исполнительных членов пионерской организации, можно было стопроцентно воплотить в жизнь творческие замыслы, от проведения которых зависела интересная жизнь школы. И это было высшей оценкой деятельности старшей пионервожатой. Около семи лет в тесном содружестве с комитетом ВЛКСМ объединения «Глинозем» и районным горкомом комсомола промчались в «Бригантине» очень стремительно. Пионерские сборы, праздники, турслёты, школы пионерского актива, военно-спортивная игра «Зарница» и «Зарничка», сбор макулатуры и металлолома, трудовые десанты, физкультурно-спортивные соревнования и многое другое – всё это совместно с шефами объединения «Глинозем» и комсомолом.
Будучи внештатным членом горкома ВЛКСМ Бокситогорского района неоднократно выводила свою любимую мощную пионерскую дружину ПСШ №3 в число правофланговых в Ленинградской области. Дважды пионерская дружина имени Аркадия Петровича Гайдара являлась участником областного парада в честь Дня рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, маршировала по Дворцовой площади Ленинграда, представляя Бокситогорский район. За годы работы с пионерами удостоена звания «Вожатый-методист», награждена значком Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина «За активную работу», юбилейным значком «60 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина», знаком ЦК ВЛКСМ «ЦК ВЛКСМ пионервожатому». Значок ВЛКСМ «Ударник 1977» , «Ударник 1978», «Ударник 1980» были присвоены за активную, творческую работу по воспитанию молодёжи.
За высокие показатели в труде, активное участие в общественно-политической работе в 1977, 1978, 1980 гг. сфотографирована у знамени Бокситогорской городской организации ВЛКСМ (подтверждено свидетельствами, выданными Бокситогорским ГК ВЛКСМ). Была избрана делегатом IX, X, XI отчётно-выборной конференции Бокситогорской городской организации ВЛКСМ от комсомольской организации ПСШ №3.
С распадом комсомола, к сожалению, мы лишились прекрасно отлаженной системы детского и подросткового воспитания. А ведь комсомол располагал огромной материальной базой, руководил работой Домов пионеров с сетью разнообразных детских творческих и спортивных кружков, станциями юных техников, клубами «Кожаный мяч», «Золотая шайба», организовывал всесоюзные военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», занимался «трудными» подростками.
И всё же, что дали мне годы работы с молодёжью? Во-первых, у меня появилось большое количество знакомых, с которыми мы плодотворно работали плечо о плечо. Во-вторых, получила колоссальный опыт подготовки и проведения разнообразных форм внеурочной воспитательной деятельности, что пригодилось в дальнейшем педагогическом труде, организаторские навыки, умение работать с людьми, слушать их, принимать решения. В-третьих, научилась выступать перед большой аудиторией и свободно излагать свои мысли. А самое главное, с годами стали видны плоды моего труда – это общественная жизнь и деятельность воспитанников, в которых была вложена частица моего сердца. Это самые важные, самые прекрасные, самые сладкие плоды. Сейчас я с гордостью могу сказать, что делать детей умными и счастливыми – было моё призвание, ведь нет ничего приятнее, чем видеть блеск глаз счастливого ребёнка. Именно это волшебное состояние я изо дня в день пыталась поддержать и приумножить, чтобы воспитать и вырастить достойное общество города, страны и целого мира.
Т.А. ПОЛУШКИНА,
старшая пионервожатая ПСШ №3 1974-1980 гг.
Оставить сообщение: